Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Фото: www.musobl.divo.ru
Искусство резьбы и гравировки по кости у чукчей и эскимосов - одна из областей материальной и духовной культуры общества, сохранявшего до недавнего времени свои архаические черты. Оно возникло в глубокой древности и прошло длительный и сложный путь развития. Чукотское и эскимосское собрание Сергиево-Посадского музея в настоящее время насчитывает около 1500 предметов. Девяносто процентов от общего числа составляет наиболее интересная его часть - произведения 1920-х - первой половины 1930-х годов Она входила ранее в коллекцию МНХР и была собрана на Чукотке Интегралцентром в начале 1930-х годов, и выявляет многогранность искусства чукчей и эскимосов. 

        В  коллекции музея эти произведения представлены не только круглой скульптурой, рельефной резьбой и гравировкой по кости, но и вышивкой, рисунком мастеров промысла, детским рисунком. Художественный косторезный промысел чукчей и эскимосов 1920-х годов в значительной степени наследовал традиции культуры конца XIX - начала XX века, когда в результате развития на Чукотке торговли с американскими и европейскими купцами, китобоями появляется много предметов сувенирного характера, предназначавшихся для сбыта. 

        Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными изображениями на них. К 1920-м годам сюжетная гравировка на моржовых клыках прошла определенный путь развития. В целом произведения 1920-х годов выполнены с сохранением традиционных художественных приемов и стилистических особенностей резьбы и гравировки по кости чукчей и эскимосов более раннего времени, со все большим нарастанием в них повествовательности, усложненности композиции и декоративности. 

        Пенал для бритвы (1920-е гг.) изготовлен из моржового клыка На нем схематично изображены лица. Интересен нож для бумаги (1920-е гг.) с гравированным на лезвии стадом моржей.


Неизвестный автор. Пенал для бритвы. 1920-е гг.

Неизвестный автор. Нож для бумаги. 1920-е гг.

Неизвестный автор. Салфеточное кольцо. 1920-е гг.
        В  отличие от искусства 1920-х годов, развивавшегося в русле традиций конца XIX - начала XX столетия, 1930-е годы дали значительные качественные изменения в художественном косторезном промысле, обусловленные становлением новых форм жизни и культуры на Чукотке. В 1931 году в Уэлене была создана стационарная косторезная мастерская, ставшая центром развития чукотского и эскимосского искусства. 

        Основными героями произведений продолжают оставаться животные. Отражение в искусстве реального мира в сочетании с фантазией сказок и мифов придавало произведениям особую поэтичность и выразительность. В изображениях медведей, зайцев, песцов, пеликенов - подчеркнутая статичность, усиленная как бы рубленым силуэтом со срезанными боковыми плоскостями.


Неизвестный автор. Группа зверей. 1934 г.

Неизвестный автор. Медведь. 1930-е гг.

Неизвестный автор. Морж. 1930-е гг.
        Собрание произведений чукотского и эскимосского искусства Сергиево-Посадского музея имеет счастливую особенность - в нем широко представлен рисунок мастеров промысла 1933-1936 годов. Это ценнейший материал для изучения сюжетной гравировки. Рисунок позволяет определить творческую индивидуальность художников, проследить, как новые тенденции воспринимались и находили отражение в творчестве Кейнитегына, Вуквола, Онно, Ренвиля, Мынора и других мастеров молодого поколения, сосредоточившихся в Уэлене. Мастера Дежнева - Рошилин, Ичель, Лейвун в своем творчестве были более традиционны. 

        Рошилин - художник, отличающийся своей яркой индивидуальностью. Его гравировка на кости и карандашные рисунки отмечены острой наблюдательностью, большим разнообразием сюжетов, характерных только для его творчества. Рошилин кочевал в тундре и до своих занятий косторезным делом, и будучи признанным мастером. Рисунок Рошилина профильный, плоскостной, контур лаконичный, изображения разномасштабны, разбросаны, каждая из сцен имеет композиционную завершённость.


Рошилин. Портсигар. 1930-е гг.

Рошилин. Клык. (фрагмент) 1930-е гг.

Рошилин. Охота на медведя. Таблетка. 1930-е гг.

Рошилин. Охотничий нож в ножнах. 1930-е гг.
        Ичель - один из старейших мастеров промысла. Для Ичеля характерен крупный плоскостной рисунок, в основном, профильный, покрывающий всю поверхность клыка. Разнообразна техника гравировки: волнистой зигзагообразной линией мастер изображает оленей, моржей, яранги, вельботы; параллельными полосками, расположенными по вертикали или в клетку, украшает одежду человека, точечной гравировкой тонируются фигуры. 

        Лейвун происходит из семьи известных косторезов из селения Дежнева. В 1930-х годах, видимо, несколько позже других работ, Лейвуном был выполнен клык с изображением оленьей упряжки на одной стороне и селения Дежнева на другой. 

        Вуквол происходит из семьи потомственных косторезов. Известно несколько работ Вуквола на тему танца, праздника. В коллекции также представлены работы, выполненные Вукволом совместно с другими мастерами резьбы по кости. Произведения Вуквола, представленные в музее, дают возможность охарактеризовать его как одного из крупных талантливых чукотских художников.


Ичель. Клык. Фрагмент. 1930-е гг.

Лейвун. Клык. Фрагмент. 1930-е гг.

Аромке, Вуквол. Портсигар. 1930-е гг.

Мынор, Вуквол, Онно, Ичель. Клык. Фрагмент. 1930-е гг.

 

 

Онно, как и Вуквол, один из мастеров молодого поколения, легко воспринявший новые тенденции, пришедшие в чукотско-эскимосский промысел в 1930-е годы. Онно - мастер гравированного рисунка на кости. Чаще всего он изображает различные виды охоты. Гравированный клык (1930-е гг.) прекрасно иллюстрирует достижения в гравюре ведущих мастеров промысла. Он создан четырьмя художниками, каждый из которых выступает самостоятельно и дает свой, не связанный с другими рисунок. 

        Кейнитегын резьбой по кости начал заниматься в 1930-е годы. Исследователи чукотского и эскимосского искусства знают его как резчика, автора выразительных скульптур оленей. Кейнитегын был, кроме того, замечательным гравером и рисовальщиком. Об этом ярко свидетельствуют гравированный клык его работы и серия рисунков. По силе изображения этих животных среди художников 1930-х годов равного Кейнитегыну нет.


Онно. Клык. Фрагмент. 1930-е гг.

Кейнитегын. Клык. Фрагмент. 1936 г.

Эйгук. Клык. Фрагмент. 1930-е гг.

Теютин. Рамка для фотографий. 1930-е гг.
        Имеющиеся в коллекции музея изделия 1940 - 1970-х годов выполнены ведущими мастерами промысла Вуквутагиным, Онно, Хухутаном, Кейнитегыном, Хотхыргином, Туккаем, Ако, Эмкуль, Хуватом, Тынатваль, Янку. Они ярко представляют искусство этих лет. В этот период обогащаются художественно-технические приемы, разнообразнее становятся цветовые сочетания. Скульптура 1940-х годов свидетельствует о сохранении профильности построения, об использовании клыка как подставки для размещения на ней фигур, о нарастании детализации. 

        Произведения 1950-х годов отличаются усилением реалистических черт. В эти годы появляются скульптурные группы сложного композиционного решения, выполненные из единого куска кости. Вуквутагин начал заниматься резьбой по кости в 1930-е годы. В скульптурной композиции „Собачья упряжка" (1945 г.) даны реальные образы животных и людей. 

        Одним из немногих талантливых художников, в одинаковой степени владеющих гравировкой, объемной и плоскорельефной резьбой, был Хухутан. Для творчества Хухутана характерны декоративные ножи со скульптурной рукоятью и гравированными ножнами.


Вуквутагин. Собачья упряжка. 1945 г.

Хухутан. Нож для бумаги. 1955 г.

Хухутан. Забой моржа на лежбище. 1964 г.
        В  1960-70-е гг. успешно работали Ако, Вера Эмкуль и Туккай. Творчество Веры Эмкуль, талантливой художницы-гравера, наследует глубокие традиции чукотской и эскимосской гравировки на кости, вместе с тем развивает это искусство, вносит в него новые черты. В музее творчество Эмкуль представлено работами на сказочные темы. Это - «Келе и птичка», «Сын медведя», «Собачий бунт», «Сказка» и другие. Представляют интерес работы Тукая.

Ако. Сын Солнца. Фрагмент.1956 г.

Эмкуль Вера. Келе и птички. 1956 г.

Эмкуль Вера. Собачий бунт. 1956 г.

Тукай. Приручение оленя. 1967 г.

        Чукотское и эскимосское искусство цельно и поэтично, у него глубокие традиции. Отбирая и закрепляя лучшие из них, современное искусство чукчей и эскимосов развивается, приобщая новое поколение мастеров к многовековой культуре.

 

http://www.musobl.divo.ru/colln_chukot3.html

 
По теме
Новая выставка Музейного Центра познакомит жителей и гостей Анадыря с историей жизни Владимира Кликунова - Администрация Чукотского автономного округа Музейный Центр «Наследие Чукотки» открывает новую выставку «Добро на белых берегах», посвящённую 80-летию со дня рождения Владимира Кликунова.
11.12.2018
Пленарное заседание регионального этапа Рождественских образовательных чтений «Молодёжь: свобода и ответственность» - Анадырская и Чукотская епархия 4 декабря в кинотеатре «Полярный» состоялось Пленарное заседание регионального этапа образовательного форума XXVII Международные Рождественские образовательные чтения «Молодёжь: свобода и ответственность».
09.12.2018
 
 
В Музейном центре открылась выставка к 50-летию «Эргырона» - Администрация г.Анадырь Экспозиция будет работать до конца года. Выставка «Рассвет» над Чукоткой» знакомит с основными страницами истории государственного чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон» (в переводе с чукотского языка - «Рассвет»),
05.12.2018
В Эгвекиноте полицейские разбираются в обстоятельствах ДТП, в котором погибла женщина - УВД  Чукотского АО Трагедия произошла в субботу днем. По предварительным данным водитель автомобиля марки «Suzuki jimmi», двигаясь по автодороге из поселка Озерный в сторону городского округа Эгвекинот не учел погодные условия,
10.12.2018 УВД Чукотского АО
Генеральный директор ООО «Ликеро-водочный завод «ОША» А.Г. Аверченко приговорен к трем годам лишения свободы за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.
07.12.2018 УФНС
JPG Файл - УВД  Чукотского АО Управлением уголовного розыска УМВД России по Тамбовской области устанавливается личность осужденного, отбывающего наказание в исправительной колонии Тамбовской области.
06.12.2018 УВД Чукотского АО
Пленарное заседание регионального этапа Рождественских образовательных чтений «Молодёжь: свобода и ответственность» - Анадырская и Чукотская епархия 4 декабря в кинотеатре «Полярный» состоялось Пленарное заседание регионального этапа образовательного форума XXVII Международные Рождественские образовательные чтения «Молодёжь: свобода и ответственность».
09.12.2018 Анадырская и Чукотская епархия
«Анадырь» одержал победу в мужском баскетболе Открытого первенства окружной столицы - Администрация г.Анадырь Команда «Баски» в финальной встрече турнира уступила «Анадырю»: 67:71. В борьбе за третье и четвёртое места лучшей оказалась команда «Адреналин», выигравшая «Олимп» со счётом 75:51.
27.11.2018 Администрация г.Анадырь
Резидент ТОР «Беринговский» предложит жителям Чукотки виртуальную реальность - Администрация Чукотского автономного округа АО «Корпорация развития Дальнего Востока» и индивидуальный предприниматель из Анадыря заключили соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности на территории опережающего развития «Беринговский».
11.12.2018 Администрация Чукотского автономного округа
Уважаемые жители Чукотского района!   Сообщаем Вам, что 12 декабря 2018 года с 12 часов до 20 часов в Администрациях сельских поселений Чукотского района состоится Общероссийский день приема граждан.
11.12.2018 Чукотский Муниципальный район
За период с 03 декабря по 09 декабря 2018 года превышения пороговых уровней заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями в Чукотском автономном округе  не отмечается.
10.12.2018 Роспотребнадзор